10 Август 2013

Пока слишком разумные роботы жили в основном в сознании фантастов, большего и не требовалось. Теперь, когда роботы вот-вот окажутся среди нас, и им, и нам требуется целый пакет правовых документов, который будет регулировать наши отношения.

«Среди нас» — это не преувеличение. Например, автомобили, способные двигаться без помощи человека за рулем, — уже сегодняшний день. Или роботы — уличные уборщики Dustbot, уже успешно прошедшие тест в итальянской Пизе. Технически все готово, а единственное, что мешает им влиться в привычный поток машин — как раз отсутствие правовой базы. То, что сегодня регулирует отношения на дорогах, не подходит. В этих документах роботам нет места; есть только транспортные средства и водители.

за права роботов

До сих пор запрещать, надзирать и наказывать было в компетенции людей. Права — и возможность защищать их — тоже оставались человеческими категориями. В конце XX века люди задумались о том, что в правах нуждаются и животные. Теперь мы дожили до того, что конституция понадобилась… роботам.

В канун нынешнего года американское маркетинговое агентство JWT обнародовало список из сотни предметов, о которых прогрессивное человечество будет думать в 2013 году. Наряду с ЗБ-принтерами для печати донорских органов и оружием для кибервойн в этом списке нашлось место и роботам. Если верить исследователям человеческих душ из JWT, самые желанные сегодня-low-cost robots, те, которые доступны каждому. А значит, речь идет о массовом производстве — и рано или поздно андроиды, гиноиды, а также разумные механизмы, вовсе не похожие на людей, заполонят всю планету.

Вопрос об особой этике для роботов появился тогда же, когда человечество сделало первые шаги в работе над искусственным интеллектом, — в 1940-е. Первый «кодекс чести» для носителей искусственного интеллекта появился в 1942 году, когда фантаст Айзек Азимов сформулировал три закона робототехники — чем-то вроде кодекса Наполеона для будущих поколений андроидов.

за права роботов

Конечно, автороботы и роботы-дворники обладают некоторыми признаками транспортных средств: они участвуют в уличном движении, могут иметь двигатель и колеса, габаритные огни и головной свет. Однако у них нет главного — водителя, который несет ответственность, если что-то пойдет не так. Кто будет виноват, если робот-уборщик поцарапает чей-нибудь автомобиль или запаркуется в нарушение всех правил? Разработчики, собственники рободворника — или кто-то еще? А если робота протаранит шальной мотоциклист, кто получит страховые выплаты?

В прошлом году губернатор Калифорнии Джерри Браун подписал билль о беспилотных автомобилях — согласно ему уже к 2015 году должен быть разработан корпус законов и правил, в деталях описывающих эксплуатацию машин-роботов на дорогах общего пользования. Калифорния — штат Кремниевой долины и гигантского автопарка (здесь на 1000 жителей приходится 750 машин, в то время как в среднем по США — всего 470) — показал пример всему миру. Калифорнийцы, правда, были не первыми, кто задумался о том, что роботам нужно собственное гражданское право. Еще больше десятка лет назад правительство Японии утвердило проект Robot Challenge in the 21st Century, ключевой задачей которого объявили формирование правовой базы для робототехники. Впрочем, японцы в разработке так и не сделали свои изыскания достоянием гласности.

Теперь за разработку «конституции для андроидов» взялись европейцы — в рамках двухлетнего проекта RoboLaw. Завершиться он должен к 1 марта 2014-го. За это время его участники под руководством профессора Эрики Пальмерини из Высшей школы Святой Анны в Пизе планируют потратить 1,5 миллиона евро, полученные от Еврокомиссии, и разработать универсальную модель правовой системы для роботов и людей — чтобы облегчить работу законодателей по всему миру.

за права роботов

Роботы — это, конечно, не совсем люди. Но чем ближе тот момент, когда они во множестве окажутся среди нас, тем меньше мы хотим считать их просто бездушными машинами, которых мы создали для обслуживания наших потребностей. Современные гуманисты (или тех, кто размышляет о правах роботов, не стоит называть этим словом?) замахнулись на святое — несколько лет назад американские ученые Дэвид Вудс и Робин Мерфи переписали законы Азимова. В их интерпретации в трех законах робототехники обязанности есть не только у роботов, но и у людей — в частности, «робот должен быть наделен достаточной автономией действия для защиты собственного существования», а «человек не может использовать робота без плана взаимодействия, составленного по высоким правовым стандартам в области безопасности и этики».

Похоже, мы наконец готовы запретить себе уничтожать то, что создали своими руками. А от разработок RoboLaw недалеко и до создания организации вроде Евротрибунала по правам роботов, в который гиноиды смогут подавать иски о домогательстве со стороны хозяев и где профсоюзы роботизированных станков будут отстаивать свои трудовые права. А у нас, людей, появится целый ряд новых обязанностей и запретов.